Всем известно, в «чужой монастырь» со своим «уставом» ходить не принято. Рекламный рынок мусульманских стран может служить «живой» иллюстрацией данного выражения. В отличие от западных государств, здесь главенствует цензура, надежно защищающая зрителя от блуда и искушений.
Длинные платья в рекламе нижнего белья? Белый прямоугольник на фотографии вместо девушки, отдыхающей на пляже вместе с друзьями? Нет, это вовсе не буйная фантазия человека, только начинающего осваивать Photoshop, это – типичный пример рекламы, транслируемой в мусульманских странах.
Что, как и почему
Для западного человека реклама шампуня для волос, в которой сами волосы ни разу не показаны, покажется минимум абсурдной и дикой, тогда как для жителей арабских государств это считается нормой. Но как это расценивать? Как ограничение свободы слова (любимая «проблема мирового масштаба» американцев), как ограничения обусловленные религией или что-то иное? На самом деле, истина, как всегда, где-то посередине.
Ответить этот вопрос поможет Иран – страна с самой жесткой в мире цензурой интернет-ресурсов (а на дворе то век информационных технологий, как-никак). Как следует из главы 24 конституции этой исламской республики, пресса не ограничена в публикации информации, за исключением тех материалов, что попирают основы Ислама и/или общественные права. А если мы вспомним Коран, то согласно ему женщины «не показывают своей красы никому, кроме… (краткий перечень женщин и близких по родству мужчин).
Вот и приходится бедным креативщикам изгаляться, дабы и товар свой в нужном свете прорекламировать, и чувства верующих ненароком не оскорбить. Впрочем, как можно видеть по следующим изображениям, некоторым это вполне удается.
А вот другие, похоже, напротив, на публику с мусульманским вероисповеданием изначально не ориентированы.
Что еще вы никогда не увидите в рекламе
У кого-то могло сложиться ошибочное мнение, что запреты для рекламы в мусульманских странах распространяются лишь на демонстрацию чрезмерно обнаженного женского тела. Однако, такое мнение в корне не верно. Итак, ваша реклама подвергнется жесткой цензуре, если в ней присутствуют:
- Собаки. Ибо «грязные животные»;
- Некая иная живность (например, хамелеон, как символ лицемерия, ворон – смерти, рыба – христианства и т. п);
- Мистика во всех ее проявлениях. Любые волшебники (независимо, есть у них шрам на лбу или нет), феи, пришельцы и даже старушки ведьмы с обворожительными бородавками на носу могут быть восприняты, как «демонстрация силы, равнозначной мощи Аллаха», и попасть под запрет.
- Любые виды спиртного. Даже если это всего один бокал из-под шампанского, даже если он пустой (за исключением социально направленных роликов), сведет все ваши труды на нет.
- Наркотики и намеки на нетрадиционную сексуальную ориентацию. Такие посылы могут отправить «под нож» не только саму рекламу, но и ее автора.
- «Слишком красивые мужчины». Шутки шутками, а четырех моделей – представителей сильной половины человечества – из Саудовской Аравии за это уже депортировали.
- Символы, напоминающие крест. Разруха, принесенная крестовыми походами, все еще свежа в памяти арабов, поэтому любому знаку, вплоть до безобидной, на первый взгляд, снежинки (которая, на самом-то деле, целиком состоит из крестообразных пересечений линий) могут дать от ворот поворот.
- Изображение звезды Давида или красной пятиконечной звезды. Поэтому, если в вашем ролике фигурирует классическая советская елка с ее традиционным навершием, — самое время задуматься о том, как бы его зацензурить.
- Текст на иностранном языке, расположенный перед арабской вязью или выполненный в более крупном, чем она, размере. Так с 2004 года вся наружная реклама в Иране должна быть представлена лишь на персидском языке. Иностранные вставки допускаются, но лишь те, что не противоречат обозначенным выше параметрам. Поскольку в арабских странах читают справа налево, у западных компаний данное требование особых проблем не вызывает, а вот представителям той же Японии или Китая придется призадуматься над этим вопросом.
Запреты и лазейки
Как известно, для чего еще нужен закон, если его не нарушать. Однако в арабских странах это утверждение может стоить умнику не только денег, но и жизни, вот и приходится производителям выкручиваться, как умеют. Так, например:
На время Рамадана, когда витрины продовольственных магазинов должны быть наглухо закрыты (дабы не вводить в искушение слабых духом мусульман), Макдональдс продолжает соблазнять покупателей роликами с ароматными гамбургерами и картошкой фри, правда, полностью упакованными.
Как провести конкурс красоты среди девушек, что всю «красоту» свою вынуждены прятать под хиджабом? Провести конкурс на самые красивые глаза (благо, их демонстрировать миру можно)! Именно так и поступила компания Olay, подарив победительнице поездку в Лондон, а себе – тысячи новых клиенток.
Если с «красотой» некоторые условности еще допускаются, то для нижнего белья исключений быть не может. Тем не менее, широко известный бренд Change (при помощи компании «Ogilvy Jeddah»), смог оригинально презентовать свою новую коллекцию, слоганом которой стала фраза: «Все, кроме нижнего белья».
В наиболее консервативных арабских странах запрещена демонстрация даже открытых глаз (причем, как у женщин, так и у мужчин). Решений в этом случае много: надеть модели очки, попросить «закатить» глаза от удовольствия, запикселизировать проблемный участок и т. д. Один из ведущих игроков на рынке чипсов, компания Lays с поставленной задачей справилась успешно.
А вот о чем думали представители автомобилестроительных компаний, предлагая зрителям подобную картинку в рамках социальной рекламы «Не говори за рулем», остается лишь догадываться.
Впрочем, там, где господствует цензура, можно встретить не только страшные (парня с зубами вместо глаз вряд ли можно назвать милашкой), но и довольно забавные «переделки». Так, например, легким движением руки девушка, обнимающая кошку, оказывается поглощена ею.
А персонажи известного на весь мир аниме про воительниц в матросках получили новые, довольно интересные костюмы.
Это наиболее яркие примеры того, насколько беспощадна бывает цензура. А доводилось ли вам сталкиваться с ней? И нужна ли она вообще, на ваш взгляд?